Kaifa

Один в поле не воин

Пару дней назад я случаем оказался на Авито в разделе «готовый бизнес/общепит» и был шокирован. Чтобы на продаже было столько доставок я не видел ни разу за 4,5 года работы. Продаются как небольшие доставки так и крупные сети. Это заставило меня задуматься.

Еще, я много выступаю и там общаюсь с представителями общепита разных городов и, просуммировав и проанализировав информацию понимаю почему так происходит.

Какие факторы риска я вижу у владельцев одной точки доставки?

1. Рост цен. На закуп, на инфраструктуру, кадры.

Закуп. Когда ты один, ты не можешь выкупать большие объемы у поставщика и дать ему заработать на объеме, тем самым сэкономив. Сеть обладает таким рычагом. И, с ростом сети, растет и рычаг.

Инфраструктура. Когда ты один, денег на развитие своей IT системы взять неоткуда, остается пользоваться дорогими, неперсонализированными решениями с рынка с интерфейсом из 2000х. Без IT в рынке доставки ты не сможешь ни качество контролировать, ни скорость, ни маркетинг нормально делать. Это уже база. Будучи частью сети ты получаешь всю инфраструктуру во франшизе без отдельной платы.

Кадры. Сильная команда хочет работать над интересными задачами в классных компаниях. Деньги они могут везде заработать, а вот интересно им сделать может не каждый. В сети больше возможностей для самореализации.

Какой трек развития может сейчас быть у доставки?

1. Премиум сегмент. Готовить ультракрутые блюда по высокой цене.

Тут весь упор сделан на блюда, скорость отходит на второй план, гости готовы будут подождать. И за счет этого, можно делать хорошую маржу и зарабатывать. Это бутиловый путь с высоким чеком.

2. Строить сеть. Чтобы позволить себе вышеперечисленное, нужны ресурсы. Когда у тебя сеть, то уже несколько точек «скидываются» на инфраструктуру и создают другие сетевые преимущества. Но тут есть риск не справиться. Выбрать неверную стратегию развития. Или, что часто вижу, начать кайфовать раньше, чем построить устойчивую систему.

3. Стать частью сети. Дальновидные сети все это понимают и присоединяясь к ним, ты по цене небольшого роялти (который как правило ниже, чем ценность которую ты получаешь) получаешь доступ к всем преимуществам здесь и сейчас. На одной консультации я даже посчитал, как владелец сети из 2 точек, став частью сети экономил бы 40-50% денег платя рояли и получая бОльший спектр услуг.

И, что самое, на мой взгляд, важно - сетевые компании занимаются развитием. Даже если есть деньги, важно не подчивать на лаврах, а генерить развитие. В текущих реалиях, не развиваться = умирать.

А еще время работает против тебя, когда ты один. Ведь другие строят сети и уже пользуются преимуществом сетевого эффекта.

Когда это осознание придет, встанет выбор: строить сеть, стать частью сети или выложить объявление на Авито.
Made on
Tilda